Современная практика организации и функционирования внутреннего контроля и аудита
Авторский курс
г. Москва
Курс: Аудит и Безопасность IT
10.09 - 14.09
Курс для специалистов экономической безопасности и внутреннего контроля
Обеспечение безопасности закупок и контрактования 08.10 - 12.10
Получите международный диплом по внутреннему аудиту
17.09 - 21.09
Курс: Современная практика организации и функционирования внутреннего контроля, аудита и ревизий
Разработка и внедрение стандартов в контрольной работе
06.11 - 09.11
Купить книги
РОССИЙСКИЙ РЕЕСТР КОРПОРАТИВНОГО МОШЕННИЧЕСТВА И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ. ИСАС

Интересные статьи и публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К АНКЕТЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К АНКЕТЕ

«Функциональный анализ профессиональной деятельности»

«Экономическая безопасность»

 

1.      Введение

1.1.Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны.

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства. Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.

Особенности социально-экономической ситуации в РФ обусловливают специфическое содержание проблемы экономической безопасности.

Для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольного регулирования и поддержку конкурентной политики.

Закон Российской Федерации «О безопасности»[1] определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. [2]

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации[3] главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры и т.д

1.2. Задачи экономической безопасности государства и хозяйствующих субъектов

Перед национальной экономической безопасностью поставлены следующие задачи:

§  прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

§  разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

§  защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

§  разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

§  создание условий научной и технологической независимости;

§  обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

§  повышение эффективности государственного аппарата;

§  поддержание баланса межнациональных отношений;

§  создание условий соблюдения законодательства;

§  формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

§  содержание военного потенциала страны;

§  улучшение экологической обстановки;

§  интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

§  формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

§  защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

§  формирование режима финансово-кредитной независимости России;

§  усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

§  формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

§  вывод национальной экономики из кризиса.

Экономическая безопасность является органичным компонентом современной экономики. Современная мировая экономика, будучи глобальной по своей природе,

все более развивается в направлении усиления интеграционных процессов и на мировом, и на региональном (субрегиональном) уровнях. Развитие России может

быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции в качестве одного из путей интеграции в экономику глобальную.

Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений,

международном разделении  труда проходит в сложных внешнеполитических условиях, оказывающих  негативное воздействие на систему экономической

безопасности. Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных

характеристик[4].

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее

увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего

продукта.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах,

определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий,

осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска

- до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики,

сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких

технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и

телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в

целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11

процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1

процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8

процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие

человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и

здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

Опыт становления и развития российского бизнеса свидетельствует о том, что за последние десятилетия крайне усложнился сам процесс управления

корпоративными структурами, причем он находится в прямой зависимости не только от уровня развития экономики, но и от того, что происходит в различных 

сферах жизни и деятельности государства и общества в целом. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что эффективность бизнеса независимо от

форм его собственности и уровня капитализации во многом обусловлена средой его функционирования, как внутренней, так и внешней. Это находит свое

выражение в широком спектре постоянно и динамично меняющихся опасностей и угроз, способных оказывать негативное воздействие на результаты деятельности

компании, уровень ее безопасности, конкурентоспособность и т. д.

Все это в комплексе приводит к тому, что на современном этапе развития экономики проблема обеспечения безопасности становится многоплановой задачей, которая выходит за рамки охранной функции. При этом сама организация безопасности требует комплексного подхода с учетом специфики и конкретных условий деятельности компании, на основании которых определяются отдельные направления, по которым и  обеспечивается защита собственников, инвесторов, наращивается конкурентоспособность.  В числе таких направлений охранной деятельности могут быть, например, охрана объекта, обеспечение личной безопасности руководителя, сотрудников, а также информационной безопасности, защита коммерческой тайны, материальных, денежных ценностей от расхищений, противодействие корпоративному мошенничеству, коррупции, а также рейдерскому захвату компании, контроль за лояльностью сотрудников по отношению к корпоративным интересам и т. д.

            На современном этапе государственного строительства, в условиях осложнения производственно-хозяйственных связей хозяйствующих субъектов, вхождения России в ВТО, нарастающих процессов глобализации экономики, в целях обеспечения защиты интересов собственников, инвесторов необходимо в первую очередь решить вопрос о разработке общегосударственной концепции защиты частной собственности. Следующим этапом должно стать внедрение системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, основанной на общегосударственных стандартах, которые, в свою очередь, должны соответствовать и международным требованиям, в российскую действительность.

Следует также иметь в виду, что задачи корпоративной службы безопасности значительно изменились за последние пять-семь лет – все бизнес-процессы плотно переплелись, информатизация увеличила их интенсивность и связность, что вкупе с усилением государственного контроля сформировало новую многостороннюю систему угроз, требующих от бизнеса постоянного контроля за состоянием экономической стабильности компаний, уровнем их конкурентоспособности. Как следствие, в организациях, переживших кризис, изменилась модель управления СБ, требования к квалификации ее руководителя и сотрудников. Основным направлением их деятельности в современных реалиях прежде всего становится своевременное выявление и устранение причин и условий, оказывающих дестабилизирующее влияние на деятельность компании.

Прогностическая функция выходит на первое место, значительно потеснив функцию реагирования на негативные проявления. Как сказал В.В. Путин; «Нам необходимы механизмы реагирования не только на уже существующие опасности. Нужно научиться "смотреть за горизонт", оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед. Это серьёзная задача, требующая мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза»[5].

Таким образом, можно сформулировать область профессиональной деятельности как обеспечение экономической безопасности общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности; обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики; судебно-экспертная оценка по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики; экономическая, социально-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, производственно-экономических и аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти, конкурентная разведка; экономическое образование.

Без надежной и стабильной системы экономической безопасности хозяйствующие субъекты, не смогут работать продуктивно в течение длительного времени. На рынке существует большое количество компаний предлагающих услуги по защите ресурсов и бизнеса, утверждающих, что их предложения имеют высокий уровень обеспечения экономической безопасности любого юридического лица. Как следствие, множество предложений создает обманчивое впечатление, что безопасность организации можно просто купить и что однажды предоставленный высокий уровень будет сохраняться вечно. В действительности все наоборот. Проведенные исследования отечественных и зарубежных ученых  показали, что наибольшую угрозу представляет недостаточная сенсибилизация управления, отсутствие анализа рисков и угроз и слабо проработанные планы поведения в случае кризисных и аварийных ситуаций. Так, организаций, внедривших у себя непрерывный процесс обеспечения безопасности, как и прежде, очень мало.

Анализ социально-экономических параметров с учетом инновационного развития свидетельствует, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции в системе экономических отношений, продолжают оставаться нерешенными проблемы, одной из которых является: насколько в управлении персоналом учитываются риски, связанные с действиями работников, в частности:

- природа девиантного поведения и факторы его формирующие, проявляющиеся как кадровые риски и угрозы,

- управление кадровыми рисками, которое выступает основным фактором снижения вероятности ущерба организации, связанного с деятельностью персонала.

- управление кадровыми рисками как функция управления персоналом реализуется в виде самостоятельных программ или мероприятий;

- управление информационной безопасностью осуществляется в рамках работ по сохранению коммерческой тайны, снижению рисков утечки информации;

- управление кадровыми рисками, связанными с текучестью персонала, осуществляется в рамках повышения квалификации работников, управления их карьерой, стимулирования их труда.

Существенную угрозу экономической безопасности хозяйствующим субъектам представляет опасность захвата зарубежными инвесторами контрольных пакетов акций ведущих российских предприятий. В соответствующей ситуации они способны заблокировать производство конкурентоспособной продукции и не допустить ее не только на мировой рынок, но и на внутренний рынок Российской Федерации.

Экономической безопасности организации существенно угрожают также криминализация всех сфер жизни общества, коррумпированность чиновников, агрессивность мафиозных структур, угрозы личной безопасности руководства. Степень этих угроз зависит от коммерческой деятельности, масштабов организаций, функционирующих на рынке.

Следует подчеркнуть, что кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности, которые непосредственно влияют на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут в себе собственно экономической составляющей, но также оказывают значительное (а иногда и определяющее) влияние на безопасное функционирование производственного потенциала России и могут нанести ему ощутимый ущерб. К ним относятся негативные процессы и действия в политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства; криминализация экономики.


2.      Описание взаимосвязи, пересечения экономической безопасности с другими отраслями, смежными видами (подвидами) профессиональной деятельности.

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. 

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.  
В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально- этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго "покупаться" за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых "технических" кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.

Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала. Таким образом экономическая безопасность самым тесным образом связана с внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах. Это потребует от специалистов экономической безопасности тесных взаимосвязей с информационной, экологической медико-биологической сферами деятельности и специальностями.

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

Все это находи свое выражение в законодательстве, нормативных правовых актах принимаемых государством. Поэтому экономическая безопасность тесным образом связана с правом и правоприменительной деятельностью, строится строго в рамках действующих законов и ориентирована на развитие нормативной правовой базы в стране.

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Это обуславливает тесную взаимосвязь экономической безопасности с прикладными социологией, политологией, эконометрикой, статистикой и другими научными дисциплинами.

Высокоэффективная экономическая безопасность немыслима без подготовленных кадров. Тесная взаимосвязь экономической безопасности и образования обусловлена решаемыми задачами.

3.      Статистические данные

По данным МВД РФ, по итогам 2013 года в России было выявлено 141,2 тыс. преступлений экономической направленности, что на 18,4% меньше, чем в позапрошлом году. Таким образом, статистика МВД продолжает фиксировать устойчивое снижение экономической преступности. Стоит отметить, что преступность в целом в 2013 году снизилась только 4,2%. Таким образом, удельный вес экономических преступлений в общем объеме зафиксированных правонарушений также уменьшился – с 7,5% в 2012-м до 6,4% в 2013 году. Лучше общего тренда выглядели фальшивомонетничество (сокращение на 30,4%) и нарушение авторских и смежных прав (-27,8%). Напротив, по сравнению с позапрошлым годом значительно увеличилось число преступлений, связанных с изготовлением и оборотом немаркированной продукции (почти в 1,5 раза) и незаконным оборотом драгоценных металлов и камней (рост на 14,1%). На 1% выросло число выявленных случаев незаконного предпринимательства. Материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по оконченным уголовным делам) составил 229,86 млрд руб.

Диаграмма 1. Динамика экономической преступности в 2007-2013 годах (тыс.)


 

В 2013 году наиболее распространенным видом экономических правонарушений, опередив мошенничества, стали преступления коррупционной направленности (41,5 тыс. случаев). Их доля в общей структуре экономической преступности достигла 29,4%. Мошенничества, на которые приходится 24,6% выявленных экономических преступлений, или 34,7 тыс. случаев, оказались на втором месте. Стоит отметить, что в 2013-м было зафиксировано значительно меньше случаев мошенничества, чем в 2012-м, однако такое снижение, вероятно, обусловлено не столько динамикой преступности, сколько изменениями методики учета – с 2013 года в данном разделе учитываются только 2-4 части статьи 159 статьи УК РФ. На третьем месте – фальшивомонетничества (16,8 тыс. или 11,9%).

Диаграмма 2. Структура экономической преступности в 2014 году

Что касается экономической преступности по сферам деятельности, то наиболее распространенными остаются преступления, связанные с финансово-кредитной системой (27,9% от общего числа преступлений). На втором месте правонарушения, связанные с потребительским рынком (16,9%), на третьем – с недвижимостью (6,2%). Реже всего в минувшем году правоохранительные органы фиксировали преступления в сфере внешнеэкономической деятельности – всего 0,9%. Однако именно преступления в сфере ВЭД чаще всего – в 72,6% случаев – совершались в крупном размере или влекли значительный ущерб.

Диаграмма 3. Экономические преступления по сферам деятельности

Доля тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере или повлекших значительный ущерб, в 2013 году увеличилась, хоть и незначительно. Таким образом, продолжился тренд предыдущих лет, иллюстрирующий, что снижение количества преступлений не означает уменьшения их размаха.

Диаграмма 4. Динамика тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном размере

По данным за 2013 год, в крупном или особо крупном размере совершались все преступления, связанные с изготовлением и оборотом немаркированной продукции, а также все нарушения при банкротствах (неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство). Близкий к стопроцентному результат показали также нарушение авторских и смежных прав (99,4%) и незаконное предпринимательство (99,5%). Скорее всего, это связано с тем, что менее серьезные случаи нарушения авторских прав и незаконной предпринимательской деятельности подпадают под действие административного, а не уголовного законодательства. Зато в течение 2013 года не было выявлено ни одного крупного коммерческого подкупа. Также практически не было зафиксировано крупных случаев изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (для краткости в данном материале данные преступления обобщены под термином «фальшивомонетничество») – всего 0,2%.

Диаграмма 5. Доля преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере или повлекших значительный ущерб

Как и в позапрошлом году, в 2013-м наиболее часто экономические преступления выявляли сотрудники полиции (130 тыс. преступлений, или 92%). Около 2 тыс. преступлений, или 1,5%, обнаружили следователи СК РФ, более 500 правонарушений, или 0,4%, зафиксировали сотрудники таможенных органов. Оставшиеся 6,1% пришлись на долю других структур. Стоит отметить, что таможенники, несмотря на относительно небольшой вклад в общий объем, чаще всего выявляют серьезные нарушения – почти 93% обнаруженных ими преступлений были совершены в крупном размере.

Тенденции продолжают сохраняться и в 2014 году. Подразделениями органов внутренних дел в январе-июле 2013 года выявлено 69,1 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 90,7%.[6]

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 128,1 млрд. руб.

Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 60,6%.

Аналогичные данные приводят и международные эксперты. Компания Pricewaterhouse Coopers (PWC) обнародовала всемирный обзор экономических преступлений за 2014 год. Согласно данным опроса PwC, по частоте совершения экономических преступлений Россия (60%) значительно опережает не только среднемировой уровень (37%), но даже страны Африки (50%). Два года назад этот показатель по РФ лишь незначительно превышал средний по миру (37% против 34%). Тем не менее, результат 2014 года лучше, чем 2009-го, когда о корпоративных мошенничествах и других правонарушениях завил 71% российских респондентов.

Основным видом экономических преступлений, с которым сталкиваются компании как в России, так и в мире, является незаконное присвоение активов (исследование PwC трактует этот термин весьма широко, относя к нему как многомиллионные хищения на уровне топ-менеджмента, так и банальное воровство со складов). Данные по России в этой части соответствуют общемировым тенденциям. О том, что их компании стали жертвами воровства, сообщили примерно 69% организаций как в России, так и в мире [здесь и далее – процент от числа всех респондентов, столкнувшихся с экономическими преступлениями]. Это чуть меньше, чем в 2011-м году, когда о незаконных присвоениях активов заявили 72% опрошенных из РФ.

Как в России, так и в мире благоприятную почву для злоупотреблений создает процесс закупок, однако исследователи PwC выявили здесь отечественную специфику. Согласно их данным, российские предприниматели считают наиболее рискованными этапы выбора поставщиков (71% респондентов) и процесс подачи конкурсных заявок (66% респондентов), что является сопоставимым с результатами в целом по миру (61% и 45% соответственно). В то же время, что касается мошенничества на этапе проверки качества (процесс сдачи-приемки товаров или услуг), в России результаты намного хуже, чем в целом по миру (60% против 22%). Вместе с тем, во всем мире достаточно распространено мошенничество на этапе заключения контракта с поставщиком (43%), а в России этот вид нарушений встречается реже (26%).

Рисунок 1. Мошенничество в закупках в мире и РФ

Иначе обстоит дело со вторым по распространенности видом экономических преступлений — коррупцией.

В апреле 2012 года Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией, а в январе 2013-го вступили в силу изменения в федеральный закон «О противодействии коррупции», обязывающие компании принимать меры по предупреждению преступлений такого рода. Все это должно было снизить уровень взяточничества и «откатов», однако, как показало исследование PwC, произошло ровно наоборот. За последние два года в России с коррупцией столкнулись 58% респондентов против 40% в 2011-м году (в мире – 27% и 24% соответственно).

Рисунок 2. Основные экономические преступления, с которыми сталкиваются компании в России и мире (в процентах опрошенных)

Что касается других распространенных мошенничеств, киберпреступлений и манипулирования данными бухгалтерской отчетности, результаты по России практически совпадают со среднемировыми. С этими преступлениями, по данным PwC, в течение минувших двух лет сталкивались около четверти респондентов.

Что касается размера ущерба, причиненного компании совершенным мошенничеством, то здесь наблюдается интересная тенденция. В 2014 году 29% респондентов заявили о том, что потери их компаний от действий мошенников были меньше $100 тыс.; 46% респондентов сообщили об убытках в размере от $100 тыс. до $5 млн; 13% - $$5-100 млн, 3% - свыше $100 млн. Два года назад 40% компаний заявили о потерях до $100 тыс.; 34% - от $100 тыс. до $5 млн, 15% - от $5 млн до $100 млн. Ущерб свыше $100 млн отметили 7% опрошенных, что было намного больше, чем в среднем по миру (0,6%). Остальные респонденты не смогли оценить размер причиненного ущерба.

Таким образом, с одной стороны, хотя очевиден сдвиг модального интервала в большую сторону (с «до $100 тыс.» в 2011-м году до «от $100 тыс. до $5 млн» в 2014-м), средний размер ущерба имеет тенденцию к снижению за счет уменьшения доли афер, совершенных в особо крупном (по критериям PwC, а не российского уголовного законодательства) размере.

Рисунок 3. Ущерб, причиненный компаниям от совершенных экономических преступлений

Согласно данным PwC, в совершении экономических преступлений представители российских компаний стали чаще винить не собственных сотрудников, а третьих лиц (45% в сравнении с 36% в 2011 году), причем респонденты отмечали, что в 53% таких случаев виновником был клиент, а в 20% – агент или посредник. Напротив, количество опрошенных, обвинявших в экономических преступлениях сотрудников, уменьшилось с 55% до 49%. «Причиной этого может быть то, что компании стали лучше контролировать свои внутренние процессы и собственных сотрудников, по сравнению с внешними процессами и третьими лицами», — считают аналитики.

Типичный портрет корпоративного мошенника за минувшие два года не изменился: это по-прежнему довольно молодой мужчина (31-40 лет) с высшим образованием, достаточно давно работающий в компании менеджером высшего или среднего звена.

Специалисты по борьбе с мошенничествами зачастую ссылаются на три самых распространенных фактора, обуславливающих совершение преступления, так называемый «Треугольник мошенничества»: мотивацию или внешнее давление; возможность совершения мошенничества; рациональное объяснение своих действий (самооправдание).

Респонденты PwC, которые столкнулись с внутренним мошенничеством, к самым важным факторам отнесли наличие возможности, за которую высказались 76% опрошенных, против давления внешних обстоятельств (12%) и возможности самооправдания (9%). При этом специалисты PwC обратили внимание на существенные изменения, произошедшие за последние пять лет: в 2009 году 86% опрошенных причиной корпоративного мошенничества считали внешние обстоятельства и лишь 12% — наличие возможности. Впрочем, эти данные могут быть не совсем достоверными, поскольку на вопросы о причинах совершения преступлений отвечали не те люди, которых уличили в корпоративном мошенничестве.

 

Рисунок 4. Факторы, обуславливающие совершение корпоративных мошенничеств

По данным опроса PwC, 19% самых серьезных экономических преступлений, с которыми столкнулись российские респонденты в течение последних двух лет, были выявлены корпоративной службой безопасности. Этот результат существенно выше, чем показатель в целом по миру (всего 4%). 10% наших соотечественников утверждали, что в раскрытии преступлений им помогли результаты анализа данных и внутренний аудит. Аналитики PwC считают этот показатель весьма низким. «В свете того факта, что эти механизмы обнаружения противоправных действий оказались немногим более эффективными, чем случайное раскрытие (9%), можно предположить, что они не столь эффективны в России, как могли бы быть», — говорится в отчете. Значение функции мониторинга подозрительных операций как одного из механизмов обнаружения мошеннических действий России все еще не так велико, как в целом по миру (3% в сравнении с 13%), предполагают аналитики, что, по их мнению, может объясняться нечастой практикой применения высокотехнологичных информационных систем.

Механизм конфиденциального информирования руководства о нарушениях внутри компании («горячая линия») используется в большинстве компаний в России (60%), однако лишь 39% респондентов находят ее эффективной или высокоэффективной — что неудивительно, так как институт «стукачества» в России традиционно осуждается. Самым популярным методом раскрытия корпоративных мошенничеств является проведение внутреннего расследования собственными силами: так поступают 93% респондентов в России (в мире — 79%). Это больше, чем по результатам прошлого исследования — тогда своими силами расследования проводили 83% компаний. Кроме того, 76% отечественных организаций (против 63% в среднем по миру) отметили, что проводят регулярную оценку рисков компании раз в год или полгода.

Кроме того, в России наблюдается сдвиг в сторону отказа респондентов мириться с проявлениями внешнего и внутреннего мошенничества. Так, 88% опрошенных заявили, что по результатам наиболее серьезных экономических преступлений, совершенных за последние два года, внутренний правонарушитель был уволен (два года назад – 77%). В случае совершения экономических преступлений с участием третьих лиц большинство компаний принимали решение прекратить деловые отношения (70% респондентов, в мире этот показатель значительно ниже – 37%). Процент российских респондентов, передающих дела против виновников экономических преступлений в правоохранительные органы, существенно вырос по сравнению с 2011-м годом и даже превысил среднемировой уровень – 64% против 35%, в мире – 49%.

На фоне данной статистики, социально-экономическая роль экономической безопасности, очевидно, является стратегической.

4.      Факторы развития вида профессиональной деятельности

Экономическая безопасность – сравнительно молодая область деятельности для России. Тем не менее, окружающая среда и условия, формирующие эту сферу, претерпели огромные изменения с момента образования. Причем изменения эти особенно ярко проявляются в последние пять лет. Сейчас эти изменения видны невооруженным глазом, они очень сильно влияют на требования, которые предъявляются к компаниям и специалистам, на структуры подразделений компаний, на методы и средства осуществления экономической безопасности.

Методологический подход к созданию системы экономической безопасности прошел за истекшие двадцать лет, на наш взгляд, три этапа развития.

Первый этап - это откровенно бандитские взаимоотношения в 90-е годы, когда служба безопасности компании решала вопросы защиты молодого российского бизнеса на «стрелках», «сходках», в открытых боях и все проблемы решались уголовными способами. Не стоит подробно останавливаться на этом. Исторический путь достаточно хорошо изложен в научной и популярной литературе.

Следующий этап, условно называемый «позвонковым», наступил примерно с двухтысячного года. Главная идея этого этапа – «давайте возьмем на работу нужного человека, он решит нам все проблемы». Центр тяжести переходит под «крышу» государственных органов и структур. Опыт работы и связи этого ключевого лица играют решающую роль. Все возникающие проблемы решаются посредством звонка нужному человеку, отсюда и название. В России сформировалась  особая «каста» людей, профессионально торгующих властью. Это не чиновники, не депутаты и не судьи. Это люди, всегда скрывающиеся в тени. Но без них зачастую невозможно решить самые важные вопросы, требующие участия государства. По сути, это чистой воды коррупция (нередко и сами «Дядьки» работают на бизнес, не оставляя гос. службы). Чемоданы и коробки с деньгами кочевали по кабинетам чиновников различного ранга. Жены чиновников трудоустроены в крупных корпорациях, и таким образом образовывались коррупционные цепочки для решения проблем.

В 2008 году один из самых успешных регионов России, Московская область, едва не стал банкротом. Причина была не только в финансовом кризисе, накрывшем всю страну, но и в действиях руководства области. За несколько лет ее министру финансов Алексею Кузнецову удалось построить настоящую долговую пирамиду с помощью подконтрольных областному правительству компаний. Одновременно его жена Жанна Буллок стала успешным подмосковным девелопером. Правда, летом 2008 года им пришлось спешно уехать за границу, чтобы избежать обвинений в мошенничестве.

В значительной мере эта ситуация сохраняется и сейчас, однако наметились некоторые тенденции, которые говорят о том, что сегодня мы подошли к третьему этапу в развитии систем безопасности бизнеса. Многие компании с этим сталкиваются напрямую, и задаются вопросом «что же делать дальше»?

Этот этап можно назвать «Intelligence»(от Business intelligence или сокращенно BI - бизнес-анализ, бизнес-аналитика). Под этим термином, нами понимается способность абстрактного мышления, понимания, коммуникации, убеждений, обучения, планирования и применения интеллекта в решении проблем.

Сегодня Россия интегрируется в мировое пространство, в мировую экономику, что обусловливает решение задач построения «новой», более открытой и динамичной системы хозяйствования, – задач абсолютно иных, нежели те, что стояли перед экономикой советского и переходного периодов.

Существенными шагами на этом пути стали:

1) приватизация, благодаря которой произошло восстановление в правах частной собственности;

2) возвращение рыночных принципов свободной конкуренции,

3) формирование системы частного предпринимательства.

Как бы критически не относились мы к реформам 1990-х гг., следует признать, что именно они изменили социальный, экономический и политический облик страны, внесли радикально новые элементы в экономические и социальные отношения, мировоззрение людей. По признанию многих политиков, несмотря на подъемы и спады протестного движения, эти социально-экономические изменения необратимы в ближайшее время.

В результате широкомасштабных изменений структуры собственности и институциональных условий хозяйствования произошли серьёзные изменения экономики Российской Федерации, которые сгенерировали появление нового спектра угроз экономической безопасности. Речь идет прежде всего о равновеликой защите собственности, независимо от владельца.

Поэтому проблема защиты экономических интересов бизнеса в современной России является одной из наиболее приоритетных, актуальных и требующих научного осмысления.

В процессе сложных социально-экономических изменений, усиления недобросовестной конкуренции и криминализации отдельных сегментов экономики основная тяжесть этих проблем легла на владельцев бизнеса (собственников), которые во многих случаях оказались не готовыми к их пониманию и решению. В этой связи возникла реальная потребность включения собственника в процесс обеспечения экономической безопасности бизнеса, выведения из тени многих владельцев, скрывающихся за оффшорными льготами. Как насущная необходимость стала научная и практическая разработка данной проблемы, понимание всеми участниками процесса сущности понятий безопасности в целом и экономической безопасности хозяйствующего субъекта в частности.

Отсюда вытекает необходимость выделения места экономической безопасности в бизнес процессах, понимания ее реальной направленности и эффективности с точки зрения развития бизнеса как процесса.

Экономическая безопасность возникает из потребности бизнеса в защите ресурсов и интересов от внешних и внутренних угроз, сложности и многомерности бизнес процессов, протекающих в условиях неопределенности и подверженных влиянию человеческого фактора.

К данным потребностям хозяйствующего субъекта можно отнести:

потребность в финансовых ресурсах,  денежных средствах, обеспечивающих ликвидность бизнеса;
потребности в материальных ресурсах, т. е. основанных средствах производства, материалах, инструментах;
потребность в услугах, логистика, хозяйственное обеспечение;
потребности в энергии, тепле, пространственном перемещении вещей и людей;
потребности в научных разработках в отраслевых интересах;
потребности в воспроизводстве рабочей силы (трудовых ресурсов);
потребность в продуктах труда, являющихся материальной основой производительной и социальной инфраструктуры.

Как самостоятельный бизнес процесс система экономической безопасности пронизывает все многообразие хозяйственной деятельности субъекта, устанавливает пороговые значения риска и контролирует изменения ключевых экономических параметров, выявляя причины несоответствия результатов планируемым целям.

Таким образом предметная область обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта может быть представлена как – состояние защищенности от ущербов различной природы, которые можно условно разделить на несколько видов:

случайные и умышленные;
направленные против собственности;
препятствующие осуществлению экономической деятельности;
управленческие;
информационные;
структурно-функциональные;
кредитно-финансовые;
технико-технологические;
товарно-распределительные;
экологические;
исходящие от персонала фирмы;
направленные против персонала фирмы;
административные и уголовные;
имиджевые и т. д.

Приведенный  перечень не является полным и абсолютным он может изменяться в зависимости от структуры и сложности бизнеса, изменений во внешней среде, при этом его достаточно для того, чтобы сделать вывод о всеобъемлющем характере деятельности, которая должна проводиться для обеспечения экономической безопасности организации.

В этой связи, экономическую безопасность хозяйствующего субъекта  можно представить как  защищенность интересов и ресурсов организации системой мер (мероприятий, действий) экономической безопасности. Главной целью экономической безопасности является обеспечения условий для устойчивого, максимально эффективного функционирования хозяйствующего субъекта (организации) всех структурных компонентов в данное время и обеспечение высокого потенциала развития и рост в будущем. Процесс создания таких условий основывается прежде всего на системном подходе к организации защиты экономических интересов. 

Экономическая безопасность - сегодня это важнейшая сторона работы практически любого предприятия или организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В большинстве организаций сейчас есть отделы или службы экономической безопасности. От того, как она обеспечена, зависит и успешная деятельность, и само существование предприятия. Не секрет, что многие из них испытывают острую потребность в специалистах, обладающих знаниями и навыками в этой сфере. Ведь чтобы стать профессионалом в этом направлении, нужно получить особый комплекс знаний по самым разным направлениям.

Эффективному построению системы защиты компании, как правило, мешает невысокий уровень знаний у сотрудников по этому вопросу, дефицит профессиональных кадров, способных эффективно построить систему безопасности компании, отсутствие практического опыта работы, должной литературы и учебных заведений, готовящих специалистов по безопасности.

Специалист по профилю экономическая безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области расчетно-экономической, проектно-экономической деятельности:

·              анализ и прогнозирование угроз, опасностей и рисков в деятельности хозяйствующих субъектов и формирование методов их регулирования, мониторинг эффективности их реализации;

·              формирование системы качественных и количественных критериев экономической безопасности, индикаторов порогового или критического состояния экономических систем и объектов;

·              подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

·              проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы, разработка и обоснование системы экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

·              разработка экономических разделов планов предприятий, учреждений, организаций;

·              подготовка заданий и разработка проектных решений, методических и нормативных документов;

в области контрольно-ревизионной деятельности:

·              контроль формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетных смет, предупреждение, выявление и пресечение нарушений при формировании и использовании государственных и муниципальных ресурсов;

·              оценка эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, предприятиях, организациях и учреждениях различных форм собственности;

в области информационно-аналитической деятельности:

·              поиск и оценка источников информации, анализ данных, необходимых для проведения экономических расчетов;

·              мониторинг текущего экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов на предмет надежности ресурсного потенциала, стабильности и устойчивости их деятельности;

·              мониторинг экономических процессов, сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для обеспечения экономической безопасности; выявление экономических рисков и угроз экономической безопасности;

·              обработка массивов статистических данных, экономических показателей, характеризующих социально-экономические процессы в соответствии с поставленной задачей, анализ, интерпретация, оценка полученных результатов и обоснование выводов;

·              оценка экономической эффективности проектов; моделирование экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности;

·              информационно-аналитическое обеспечение предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования экономических и налоговых преступлений;

·              мониторинг взаимосвязи экономических процессов и динамики правонарушений и преступлений;

в области экспертно-консультационной деятельности:

·              производство судебных экономических экспертиз;

·              экспертная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения с целью определения сложившейся финансовой ситуации;

·              оценка факторов и условий формирования риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера; прогноз возможных чрезвычайных социально-экономических ситуаций, разработка и осуществление мероприятий по их предотвращению или смягчению;

·              оценка возможных экономических потерь в случае нарушения экономической и финансовой безопасности и определение необходимых компенсационных резервов;

·              экономико-правовая экспертиза нормативных правовых актов;

·              разработка методических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности бизнеса;

·              консультирование по вопросам выявления потенциальных и реальных угроз экономической безопасности;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

в области научно-исследовательской деятельности:

проведение теоретико-прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

В настоящее время как в коммерческих организациях, занимающихся информационным, информационно-аналитичеким и консалтинговым обеспечением экономической безопасности, деловой разведкой, комплексными решениями в области безопасности предпринимательства, так и в структурах экономической безопасности, функционирующих непосредственно в хозяйствующих субъектах различной формы собственности, наблюдается кадровый дефицит. По сложившейся в конце прошлого века практике, ядро этих фирм и отделов составляют выходцы из государственных спецслужб, силовых ведомств, ушедшие в отставку, по выслуге лет и иным причинам. Это по преимуществу лица среднего и пожилого возраста, исчерпавшие свой профессиональный потенциал, способные действовать в течение ближайших 5-7 лет. Основным недостатком этих  специалистов являются слабые экономико-правовые  знания и навыки аналитической работы. Они ориентированы на решение частных вопросов и задач. Данную  точку зрения поддерживают практики безопасности, которые пишут «Однако настоящие профессионалы - в дефиците, их днем с огнем не сыщешь! При этом компании несмотря на высокую потребность в такого рода специалистах очень редко обращаются в кадровые агентства в поисках шефа безопасности и столь же неохотно выставляют свободные вакансии по данной позиции на рынок труда»[7]. 

Современный рынок безопасности предъявляет все более высокие требования к своим участникам. В условиях роста внешних и внутренних угроз и стремительного развития технологий растет потребность в кадрах, имеющих специальную подготовку.

В наше время руководители и сотрудники служб безопасности — это востребованные высококвалифицированные профессионалы, призванные защищать людей, имущество и информацию от угроз, список которых неуклонно увеличивается.

По данным Бюро по статистике Министерства труда США, к 2020 году потребность в специалистах по безопасности возрастет на 20—28 %. Одновременно с ростом числа вакансий эксперты ожидают и роста числа соискателей, а также повышения требований, предъявляемых работодателями к сотрудникам служб безопасности[8]. Чтобы получить работу и рассчитывать на дальнейшее продвижение по службе, потребуется высокий уровень подготовки и постоянное повышение квалификации. Поэтому во многих странах ориентируются на систему непрерывного образования, то есть подготовки и переподготовки специалистов. Как правило, эта система включает три этапа: предлицензионная подготовка, повышение квалификации и специализированная подготовка.

Растущая потребность в кадрах, имеющих специальную подготовку, привела к тому, что многие высшие и средние учебные заведения мира стали предлагать специальные программы подготовки для будущих и уже работающих специалистов по безопасности.

Зарубежные эксперты прогнозируют постоянный рост потребности в квалифицированных, информированных и образованных специалистах. Каждый сотрудник службы безопасности должен осознавать необходимость постоянного совершенствования своих профессиональных навыков, чтобы обеспечить защиту людей, имущества и информации от растущих угроз

В современной России не установлено единых требований по уровню и качеству подготовки специалистов экономической безопасности, однако, потребности рынка диктуют существенные изменения в качестве оказываемых услуг, их актуальности и достоверности прогнозов. Особое место в требованиях к специалисту занимает место аналитическая работа – анализ рисков, умение предупреждать негативные последствия от наступления нежелательных результатов.

5.      Основные группы профессий/должностей и требования к уровню образования/квалификации.

Экономическая безопасность, как и охрана труда, присуща всем видам экономической деятельности, в каждой организации  есть специалист или подразделение экономической безопасности, в состав которого входят начальник отдела и специалисты по экономической безопасности. Зачастую отделы экономической безопасности организационно входят в службу безопасности хозяйствующего субъекта. При распределении специалистов по экономической безопасности по квалификационным уровням учитывались требования, действующих в Российской Федерации, классификаторов:

1)      ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. ОК 029-2001;

2)      ОКЗ – Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93;

3)      ЕКС – Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94;

4)      ЕКС – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, а так же требования Приказа Минтруда России от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровня квалификации в целях разработки профессиональных стандартов». Итак, согласно выше перечисленным документам можно выделить три уровня квалификации специалиста по ПБ (таблица )

Таблица  – Уровни квалификации, соответствующие им рекомендуемые должности и требования к образованию и опыту практической работы

Наименование обобщенной трудовой функции

Уровень квалификации

Наименование рекомендуемой должности/профессии

Требования к профессиональному образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

Выполнение практических задач

по обеспечению экономической безопасности в рамках подразделения (отдела, управления экономической безопасности организации). Текущий контроль выполнения требований ЭБ в организации

5

Специалист экономической безопасности

Аналитик экономической безопасности

Консультант экономической безопасности

Высшее экономическое образование – программы бакалавриата в области экономической безопасности.

Либо высшее образование – программы бакалавриата в области  экономико-правового обеспечения безопасности

При наличии высшего образования требования к опыту практической работы не предъявляются.

При наличии высшего образования иного направления необходимо дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки) в области ЭБ – стаж работы в подразделениях ЭБ не менее 1 года.

Организация и координация работ по соблюдению требований ЭБ в организации. Разработка и внедрение организационных, технологических и технических мероприятий по обеспечению экономической безопасности в организации

6

Ведущий специалист по экономической безопасности

Ведущий аналитик по экономической безопасности

 

 

Высшее образование – программы бакалавриата, специалитета или магистратуры в области  экономической безопасности.

Либо высшее образование иного профиля – программы бакалавриата, специалитета или магистратуры в области экономического анализа, внутреннего контроля, аудита.

Либо высшее экономическое образование – программы специалитета.

Либо высшее юридическое образование – программы специалитета, магистратуры в области  защиты бизнеса.

При наличии высшего образования – программы бакалавриата – стаж работы в области ЭБ не менее 3 лет.

При наличии высшего образования – программы специалитета – стаж работы в структурах ЭБ не менее 1 года.

При наличии высшего образования – программы магистратуры – требования к опыту практической работы не предъявляются.

Управление деятельностью выполнения требований ЭБ в организации. Планирование, организация и  контроль текущих и перспективных мероприятий по обеспечению экономической безопасности в организации. Руководство комплексом работ по обеспечению экономической безопасности

 

7

 

 

 

 

Начальник департамента (управления) экономической безопасности

Начальник отдела экономической безопасности

Заместитель начальника департамента (управления) экономической безопасности

 

Высшее образование – программы специалитета или магистратуры в области  анализа рисков и экономической безопасности.

Либо высшее экономическое образование – программы специалитета или магистратуры в области анализа, аудита.

Либо высшее юридическое образование – программы специалитета или магистратуры в экономической защиты.

Либо высшее образование – программы специалитета или магистратуры и профессиональная переподготовка по программе анализ рисков и экономическая безопасность.

Стаж работы в области экономической безопасности в государственных и коммерческих структурах не менее 5 лет.

6.      Описание рынка труда в данной сфере профессиональной деятельности.

Одним из условий стабильности социально-экономического развития общества является защита предпринимательской деятельности, что предполагает обеспечение экономической, правовой, информационной, экологической и инженерно-технической безопасности. В связи с этим на отечественном рынке труда специалисты в сфере безопасности пользуются особым спросом как со стороны государственных органов управления, так и со стороны коммерческих структур.

Существующие службы безопасности можно разделить на две большие группы: государственные и корпоративные. К государственным относятся ФСБ, МВД,МЧС, Минюст, армия. Корпоративные службы включают службы безопасности хозяйствующих субъектов, частные охранные организации, частные детективы, отделы экономической безопасности коммерческих организаций.

Криминогенная обстановка в стране, о которой мы уже писали ранее, и неспособность государственных правоохранительных органов защитить экономические интересы государства и бизнеса, которые нередко становятся объектом шантажа, вымогательства, краж и иных противоправных деяний, вынуждают предпринимателей решать проблему защиты основных ресурсов собственными силами и средствами. Один из вариантов аутсорсинг– это обращение в специализированное агентства. Однако высокая стоимость услуг и малая заинтересованность их сотрудников в успехе дела делают более целесообразным создание в рамках предприятия собственной службы безопасности со специальным структурным подразделением экономической безопасности.

Компании со сложившейся солидной репутацией, специализирующиеся на обеспечении целого комплекса видов безопасности (физической, информационной, финансовой, юридической, экологической и т. д.), как правило, становятся членами существующих или создаваемых профессиональных сообществ. Требования же к претендентам на открытые позиции в таких структурах весьма серьезные и конкурс в связи с этим высокий.

На современном этапе каждая крупная и уважающая себя организация имеет развернутую систему безопасности. Информация, касающаяся работы таких подразделений, держится в строгой секретности. Очевидно, что в защите нуждается не только персонал, но и само предприятие, его капитал, а также интеллектуальная собственность. Поэтому во многих компаниях имеется развитая система безопасности, в состав которой входят такие подразделения, как информационно-аналитическое, оперативное, техническое, охранное.

Таким образом, можно видеть, что спектр профессий специалистов, задействованных в сфере безопасности, довольно широкий. Это и руководители подразделений безопасности, и аналитики, и специалисты по экономической безопасности, техническим средствам и их внедрение и управление.

Потенциальные кандидаты на позиции в сфере безопасности

Что касается ситуации на рынке труда в сфере безопасности в целом, можно отметить несколько особенностей;

Во-первых, это достаточно закрытый рынок, на котором подбор кадров происходит как правило не в рамках традиционных структур кадрового менеджмента;

Во-вторых, рынок перенасыщен кадрами, имеющий опыт работы в государственных правоохранительных органах, но не обладающих специальными знаниями в области экономической безопасности;

В-третьих, отсутствие единых, общепринятых, апробированных, требований к уровню подготовки специалистов экономической безопасности, приводит к разностному подходу к уровню подготовки специалистов со стороны работодателей и учебных заведений, ведущих подготовку специалистов.

В-четвертых, так как формирование данного сегмента рынка началось в начале 90-х годов прошлого века, за счет увольняемых из силовых структур офицеров, сложилась сложная демографическая картина, когда средний возраст специалистов приближается к пенсионному, а молодежь не торопится занимать данные позиции.

Сегодня рынок труда в сегменте экономическая безопасность характеризуется следующими данными по возрасту и опыту предыдущей работы специалистов.

По возрасту

По опыту работы в силовых структурах

20-29 лет

- 5%

МВД

61%

30-39 лет

-27%

Министерство обороны

20%

40-49 лет

-44%

ФСБ

11%

50-60 лет

-24%

Без опыта работы

8%

По профессиональным компетенциям и уровню дополнительного образования сотрудники экономической безопасности характеризуются следующими данными:

Как видно из приведенных данных предпочтение отдается государственной службе и в аутсайдерах находятся профессиональная сертификация и дополнительное образование.

По уровнь владения информационными технологиями специалисты экономической безопасности разделяются на:

Компьютерные навыки

Не пользуется – 1 2%

Начальные навыки – 40%

Уверенный пользователь – 42%

Продвинутый пользователь – 6 %

Согласно проведенному исследованию, основными претендентами на пост руководителя по экономической  безопасности являются мужчины, 80% с высшим образованием, , 1 % – два высших образования.. 44 % составляют кандидаты в возрасте до 40 до 49 лет, 24 % – в возрасте от 50 до 60 лет, 96 % потенциальных руководителей по безопасност владеет в той или иной степени навыками работы на компьютере, 71 % – английским языком (преимущественно базовый уровень)

Ощутимо возрос спрос на управленцев и специалистов экономической безопасности различных уровней, имеющих специальную подготовку в данной, очень непростой сфере деятельности. Однако в настоящее время система подготовки специалистов подобной квалификации недостаточна. По нашей оценке, подготовку по специальности «экономическая безопасность» сегодня осуществляют 147 высших учебных заведений, как для государственных правоохранительных структур, так и негосударственной сферы безопасности.

В первую очередь, это происходит из-за слабой научно-теоретической базы экономической безопасности как явления современного экономического бытия. Существующие публикации по данной теме позволяют сделать вывод об отсутствии достаточно признанной концепции экономической безопасности структур различного уровня и путей ее обеспечения. Преобладающим является подход к экономической безопасности не как к экономической категории, а скорее юридической или технической, что ни в коей мере не соответствует сущности и духу экономического явления и составляет суть самостоятельных направлений обеспечения безопасности, таких как правовая защита интересов субъектов экономической деятельности, технологическая и информационная безопасность.

Следующей важной проблемой, которая требует своего разрешения, является отсутствие должностей в организационной структуре хозяйствующих субъектов и государственных учреждений для специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности. Из-за этого выпускники не могут быть трудоустроены в соответствии с полученной квалификацией и вынуждены идти работать туда, где есть вакансии юристов и экономистов.

Требования, предъявляемые работодателями к соискателям, и оплата труда

За прошедший год кардинальных изменений на рынке экономической безопасности не произошло. Продолжилась тенденция общего роста количества вакансий. Немного уменьшилось количество вакансий с конкретным указанием уровня заработной платы. Кроме того, уменьшилось количество вакансий верхнего сегмента должностей. Вероятно, поиск такого уровня сотрудников смещается в сторону хедхантинговых агентств.

В объявлениях о вакансиях по сравнению с прошлым годом заметна тенденция более четкого описания круга обязанностей, что говорит об улучшении понимания работодателем функций и целей должности директора по безопасности.

Требования, предъявляемые к будущему сотруднику, зависят от характера позиции.

Как ни в какой другой сфере, здесь обращают внимание на пол кандидата. В 90% случаев работодатели приглашают на работу мужчин. Хотя есть и исключения, когда на позиции экономической безопасности  принимаются как мужчины, так и женщины, многие предприятия на ответственную работу со сложной спецификой “слабый пол” стараются не брать. Тем не менее, в ряде случаев без него не обойтись: например, по закону личный досмотр имущества женщины, а также обыск имеет право проводить только женщина.

Возрастной ценз достаточно широк, однако возраст 35 лет удовлетворяет 90% работодателей,  45 только -30%, взять на работу сотрудника в возрасте от 50 и старше готовы менее 10% работодателей.

Для кандидатов на руководящие позиции примерный набор требований таков: опыт работы руководителем по безопасности в средней или крупной структуре либо на руководящей должности, связанной с оперативной деятельностью в силовых структурах. Кроме того, они должны иметь опыт организации комплексной системы безопасности и предотвращения экономических потерь и утечек информации; профессиональные знания в области организации и контроля ведения оперативной работы, создания агентурных сетей и проведения внутренних проверок, а также опыт сбора, систематизации и анализа информации, подбора персонала и организации работы коллектива.

Журнал «Директор по безопасности»проводит ежегодные исследования рынка труда. Такие  исследования стали традиционными, в данной справке мы используем данные последнего обзора[9]. Исследование проведено в июле 2014 г. по вакансиям и резюме, размещенным на порталах hh.ru, superjob.ru, rabota.ru и на региональных интернетресурсах, посвященных поиску работы.

Исследование данных о заработных платах позволяет выделить 3 основных зарплатных диапазона в зависимости от опыта и профессиональных навыков специалистов..

Каждый зарплатный диапазон характеризуется определенным типичным набором требований к кандидату

Зарплатный диапазон

Требования к профессиональным навыкам Директора по безопасности

I

– Высшее образование

– Знание основ законодательства в области экономической безопасности

– Опыт рабты в правоохранительных органах от 2 лет

– Опыт работы в бизнесе на аналогичных позициях от 2 лет

II

– Опыт в осуществлении мероприятий по кадровой,

технической и информационной безопасности

– Опыт работы директором по безопасности от 2 лет

– Уверенный пользователь ПК (MS Office)

– Связи в правоохранительных органах

III

– Опыт работы директором по безопасности в крупной компании от 5 лет

– Опыт создания системы управления безопасностью с нуля

Возможное пожелание: знание английского языка на разговорном или свободном уровне

 Средние рыночные зарплатные предложения для директоров по безопасности в Москве составляют 77 тыс руб. В Санкт-Петербурге такие руководители получают в среднем около 65 тыс руб. в месяц, в Екатеринбурге – 62 тыс руб. Данные по другим городам, участвовавшим в исследовании, представлены ниже.

Максимальный доход работодатели готовы предложить Security-директорам со стажем работы в крупных компаниях не менее 5 лет, имеющим навыки оптимизации процессов, связанных с безопасностью компании. Вновь создаваемые предприятия заинтересованы в руководителях с опытом создания системы управления безопасностью с «нуля». Компании, имеющие выход на международный рынок, отдают предпочтение кандидатам, свободно владеющим английским языком. Требования к опыту работы в силовых структурах могут быть разными: часть работодателей указывает их в качестве обязательных, в то время как для другой группы работодателей важнее опыт работы в коммерческих компаниях. В отдельных случаях опыт работы в правоохранительных органах указан как нежелательный.

Наблюдается повышение спроса на руководителей высшего уровня в регионах. Заработок лучших специалистов в области коммерческой безопасности в Москве достигает 200 тыс руб., в Санкт-Петербурге – 150 тыс руб., в Новосибирске – 80 тыс руб.

Анализ информации по уровню заработной платы труда руководителей по безопасности

Регион

Средний диапазон

Диапазон 1

Диапазон II

Диапазон III

Москва

77 000

35 000–50 000

50 000–90 000

90 000–200 000

Санкт-Петербург

65 000

35 000–45 000

45 000–80 000

80 000–150 000

Екатеринбург

62 000

35 000–45 000

45 000–75 000

75 000–100 00

Новосибирск

56 000

30 000–40 000

40 000–65 000

65 000–80 000

Самара

47 000

25 000–30 000

30 000–45 000

48 000–65 000

Уфа

41 000

24 000–30 000

30 000–45 000

45 000–60 000

Воронеж

37 000

28 000–35 000

35 000–50 000

50 000–65 000


информация об авторе  ПРАСОЛОВ Валерий Иванович – доцент Финансового университете при Правительстве Российской Федерации, кандидат политических наук.

 


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"?//Российская газета  Федеральный выпуск №5374 от  29 декабря 2010 г

[2] Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).

[3] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

[4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

[5] Владимир Путин: "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России"//Российская газета № 5708 от 17 февраля 2012 г.

[6]  Цитируется по сайту МВД РФ http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/2447642/ 

[8] Цит. по интернет ресурсу  http://www.bdi.spb.ru/?action=article&id=84

 [9] Обзор зарплат журнал Директор безопасности август 2014 С.22-23.


Возврат к списку

Целью повышения квалификации является получение, закрепление и обновление теоретических и практических знаний специалистов, в связи с повышением требований квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Прохождение специалистами курсов повышения квалификации является обязательным и закреплено законодательно.

Для работников контроля предприятий и организаций рекомендуемая периодичность составляет 1 раз в 2 года, в течение всей трудовой деятельности.