Курсы по аудиту и безопасности IT
30.08 - 03.09
Получите международный диплом по внутреннему аудиту
16.08 - 20.08
Купить методический материал
РОССИЙСКИЙ РЕЕСТР КОРПОРАТИВНОГО МОШЕННИЧЕСТВА И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ. ИСАС

Классика жанра.

 

Начало ревизии

Сразу же после прибытия на предприятие и предъявления приказа о назначении ревизии должна быть незамедлительно проведена инвентаризация наличных денежных средств в кассе. Если по уважительным причинам задерживается начало инвентаризации, кассу необходимо немедленно опечатать.


Проведение инвентаризации

Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, работник контрольно-ревизионной службы обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов, недостачи, излишков отдельных видов производственных запасов.


Акт ревизии

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.


Инвентаризация кассы

Наличие денежных средств проверяется путем полного пересчета всех денег, находящихся в кассе. При проверке фактического наличия работник контроля должен осмотреть все отделения и ячейки кассы, чтобы не допустить сокрытия или неполного предъявления денежных средств для пересчета.


Проверка выплаты депонированной заработной платы

Работнику контроля необходимо проконтролировать ведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы или на депонентских карточках.


Проведение инвентаризации

В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей должны быть получены от материально-ответственных лиц письменные объяснения.


Проверка выплаты депонированной заработной платы

При проверке расчетно-платежной ведомости работник контроля построчно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами - выданной наличными и депонированной. На сумму депонированной заработной платы в бухгалтерском учете предприятия делается следующая запись: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Остаток денег из кассы должен быть сдан на расчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строго по целевому назначению.


Акт ревизии

В акте проверки, работники контроля должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других предприятиях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.


Проверка кассовых операций

Непосредственную проверку кассовых операций начинают с оценки полноты оприходования полученных в банке наличных денег. Такая проверка проводится путем сравнения записей в кассовой книге и отчете кассира с чековыми книжками и выписками банка.


Проверка выплаты депонированной заработной платы

Суммы такой заработной платы следует сопоставить с числящейся задолженностью в разрезе отдельных лиц.


Акт ревизии

В акте ревизии не допускаются выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок.В акте не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных лиц проверяемого предприятия, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
Акт ревизии


Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к краткости изложения.


Значение документов в контрольной работе

Документом в бухгалтерском учете является письменное свидетельство законности и реальности совершенной хозяйственной операции или доказательства совершения экономических нарушений и злоупотреблений.
Все записи в бухгалтерском учете ведутся на основе первичных документов, затем сведения из них переносятся в учетные регистры, там они систематизируются, то есть записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется отчетность предприятия.
Первичная документация дает начало движению учетной информации, обеспечивает бухгалтерский учет сведениями, необходимыми для сплошного и непрерывного отражения хозяйственной деятельности предприятия.


Проверка приобретения ТМЦ за наличный расчет

Правильность отражения этих операций определяется путем сравнения приходных документов складов с документами, предоставленными подотчетными лицами и кассовыми документами на выдачу средств в подотчет. Если у работника контрольно-ревизионной службы возникли сомнения о достоверности рассматриваемых документов, на данном этапе он может, лишь ограничиться опросом лиц, на которых оформлена выдача денежных средств.


Проверка операций по производству и реализации готовой продукции

При проверке готовой продукции особое значение придается качеству выпускаемых изделий. Проверка качества готовой продукции по документам осуществляется путем сравнения имеющихся документов по качеству сырья и материалов с документами их поступления в организацию и данными лабораторных анализов.


Проверка выплаты премий

Необходимо наличие приказов и решений по предприятию. При многократной выплате премий одним и тем же лицам целесообразно включить в накопительную ведомость все выплаченные премии с указанием номеров приказов. Это позволит выявить факт двойной оплаты по одному приказу.


Проверка операций по учету финансовых вложений

При осуществлении проверки финансовых вложений работники контроля ревизионной проверяют законность и правильность осуществления хозяйственных операций, касающихся финансовых вложений хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учету.


Проверка выплаты заработной платы

Документы на выплату заработной платы рассматриваются с позиции правильности арифметических расчетов, наличия подписей в получении денег. Выявление незаконных выплат и списание денежных средств из кассы осуществляется путем сравнения платежных ведомостей и РКО, а также сравнения этих документов с ведомостями по начислению заработной платы. При появлении сомнений ведомости могут быть сопоставлены с информацией о должностных окладах, табелем учета рабочего времени, приказами на отпуска, увольнение работников. При возникновении неоднозначных ситуаций можно произвести сверку подписи одних и тех же лиц в различных платежных документах и в личном деле по учету кадров.


Способы контроля

На практике применение методов документальной проверки может быть не всегда эффективным, так как документальных несоответствий может и не быть, если имеет место фальсификация всего массива взаимосвязанных документов и отсутствует контроль за материально-ответственными лицами и другими обстоятельствами, что в результате приводит к недостаточно четкому отражению совершенных операций. Однако достичь поставленных задач при исследовании учетных данных все-таки возможно для этого следует провести проверку целью, которой является установление соответствия между содержанием документов и их реальной действительностью.


Проведение инвентаризации

Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании потенциальных хищений и злоупотреблений. Поэтому инвентаризационные документы приобщаются. Эти документы дают возможность контрольным службам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.


Проверка операций по учету финансовых вложений

При хранении ценных бумаг на предприятии их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в инвентаризационной описи названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными регистров аналитического учета (опись, книга, реестр и т.п.). Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в депозитарии банков, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих аналитических счетах, с данными выписок этих депозитариев.