Для анализа эффективности следует использовать совокупность качественных и количественных показателей, которые позволяют определять качество проведения внутренних аудитов, продуктивность и результативность деятельности внутренних аудиторов. Каждая компания сама определяет для себя критерии эффективности деятельности СВА.
Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник (руководитель) СВА по согласованию с Советом директоров. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-пяти показателям. Руководитель может оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей.
К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:
- выполнение утвержденного плана аудитов,
- количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,
- количество критически важных аудиторских рекомендаций,
- процент выполненных аудиторских рекомендаций,
- прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций аудита,
- количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков (клиентов),
- удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.
Экономический эффект проведенного аудита может оцениваться по качественным и количественным характеристикам:
Качественные характеристики: незначительные, существенные, крупные, катастрофические риски выявленных нарушений
Количественные характеристики: прямой ущерб предприятию, упущенная выгода, возможные негативные риски, выраженные как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Однако, рассчитать ценность внутреннего аудита непросто по ряду причин:
- Внутренние аудиторы, прежде всего, занимаются оценкой слабых сторон деятельности организации и предоставлением рекомендаций, а не расчетом ценности результатов своей работы;
- Незаметное присутствие службы внутреннего аудита зачастую само по себе предотвращает нежелательные события (например, мошенничества);
- Некоторые, а иногда – большинство рекомендаций службы внутреннего аудита не поддаются количественному измерению (например, улучшение имиджа компании);
- Результаты внутреннего аудита зачастую носят косвенный характер, так как между проведением аудита и появлением заметных результатов проходит большой период времени.