Информация, собираемая и обобщаемая работниками внутреннего аудита, предназначена, прежде всего, для собственников организации, и для менеджеров верхнего уровня управления предприятием. Часть информации может быть конфиденциальной, составляющей коммерческую тайну, раскрывающей «историю», как скрытых проблем организации, так и резервы её возможностей.
Одно из классических определений внутреннего аудита: «Внутренний аудит представляет собой современную форму независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспечивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта, и предполагает формирование мнения относительно результатов его деятельности как в целом, так по структурным подразделениям (центрам ответственности, видам деятельности)». Таким образом, внутренний аудит выполняет функцию оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля (СВК) в процессе управления рисками, с которыми сталкивается организация в процессе корпоративного управления.
В условиях развития новых форм и методов управления внутренний аудит, организуемый не исполнительными органами управления (высшим уровнем руководства, назначенного по контракту), а институтами собственников предприятия, становится независимым консультационным центром.
Собственное выделенное подразделение внутреннего аудита имеет основное преимущество – внутренние аудиторы это работники организации, хорошо знакомые с внутренней оргструктурой и основными процессами организации. При этом, полученные навыки и опыт остаются внутри организации, прирастает «человеческий капитал».
Одним из основных принципов внутреннего аудита является объективность – соответственно, наиболее приемлемой, является ситуация, когда руководитель системы внутреннего аудита функционально подчиняется непосредственно собственнику (совету директоров компании). При этом, административное подчинение, например, генеральному или финансовому директору, особой роли не играет. При правильно построенных процессах работы и внутрифирменных отношениях, при таком подчинении, внутренний аудитор сможет высказывать объективные суждения, что будет создавать условия независимости его деятельности и деятельности всей службы внутреннего аудита.
Однако рассмотренные условия реализации принципа независимости ставят акцент на функциональной и технических сторонах внутреннего аудита, в том числе и на оперативности выявления и устранения недостатков в работе предприятия.
В данном вопросе необходимо исходить, что каждый хозяйствующий субъект (соответственно, собственники и наёмные руководители) имеет свои особенности и приоритеты. Многое зависит от оптимизации основных бизнес-процессов организации, квалификации работников внутреннего аудита, умения руководителя подразделения внутреннего аудита ранжировать выявляемые отклонения и строить работу с руководителями высшего звена. Внутренний аудит должен заработать деловую репутацию, позволяющую, по первому «звонку» выходить на руководство, имеющее право принимать корректирующие действия, тогда, само исчезает само понятие «оперативность».