Back
Как «нащупать» проблемные зоны в бизнесе задолго до очевидных проблем

Ритейл – это сложный и хрупкий организм, который работает с точностью швейцарского хронометра лишь при условии полного контроля на всех уровнях. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. С бизнесом, тем более если речь идёт о крупной сети магазинов, всё то же самое. При системных проверках, незначительную погрешность возможно увидеть задолго до того, как она превратится в большую «чёрную дыру», пожирающую весь бюджет. В этом смысле инвентаризация сродни флюорографии, которая выявляет проблему ещё в зачаточном состоянии, помогая уберечь бизнес от краха. Привычная картина, когда в компании есть собственный КРО-отдел либо эту работу делегируют продавцам, бухгалтерам и другим причастным сотрудникам. Но не так давно наметилась новая, более эффективная модель ведения бизнеса: инвентаризацию поручают профессионалам, работающим на аутсорсе.

Почему выгоднее привлекать счётчиков-ревизоров на аутсорсинге? Вопрос, которым стали задаваться руководили крупных ритэйлов не так давно. Западный и российский опыт доказал, что именно такое решение более эффективно для розничных сетей по нескольким причинам:

Во-первых, это здорово экономит бюджет. Содержать собственный КРО-отдел в штате – удовольствие не из дешевых. Кроме того, ритeйл, как любой живой организм, меняется: растёт или уменьшается. И количество сотрудников ревизионного отдела должно соответствовать развивающейся системе. Увеличение числа счётчиков-ревизоров автоматически влечёт за собой расходы на обучение и оборудование. Поэтому всё чаще руководители крупных розничных сетей предпочитают иметь одного штатного сотрудника КРО и на аутсорсе привлекать необходимое количество сторонних счётчиков-ревизоров.

По словам Ольги Кузнецовой, генерального директора компании «ORRLA-Инвентаризация», только в 2017 году к ним за помощью обратилось 14 ритейлов. Среди них такие крупные сети, как Kari, US Polo Assn, Offprice, Motivi, Vitacci, Айкрафт.

Вторая причина, по которой стороння инвентаризации полезна, – достоверность учёта. Сотрудники магазина по невнимательности или с умыслом могут «терять» товар. В итоге создаётся ситуация, когда головной офис (владельцы, логисты, бухгалтеры) не имеет реального понимания остатка. Что даёт необъективное представление о бизнесе. Некоторые владельцы, имея в виду такую ситуацию, поручают офисному менеджменту перепроверять за продавцами. Идея хорошая, но не очень рабочая хотя бы потому что инвентаризация не относится к прямым обязанностям офисного сотрудника, а значит вероятность её добросовестного выполнения резко стремится к нулю. Такой проверяющий никогда в жизни не найдёт «концов» тайных схем недобросовестного продавца. Кроме того, бывали случаи, когда продавцы умудрялись договариваться с офисными коллегами.

Сторонние счётчики-ревизоры знают о подводных камнях системы намного больше офисного работника, пусть даже самого опытного и внимательного. Они понимают где, и, главное, как искать недостачи. С приглашенным специалистом точно не «договориться».

Компания «ORRLA», на основе многолетнего опыта, выделяет три основных правила успешной инвентаризации:

  1. Регулярность.Чем выше показатели потерь по товарной группе, тем чаще необходимо проводить инвентаризацию. В продуктовых ритейлах – 1 раз в месяц, в розничных магазинах одежды – раз в три месяца. Такая периодичность связана с высокой оборачиваемостью товарных групп в первом случае и, соответственно, более низкой во втором. Не стоит забывать, что в продуктовых ритейлах более высокая степень риска потерь по товарной группе (кража, бой, пересортица).
  2. Профессиональный персонал.Время универсальных специалистов навсегда должно остаться в прошлом. Продавец должен продавать, счётчик-ревизор контролировать. Сторонняя инвентаризация – это штат обученных сотрудников, за качество работы которых компания по инвентаризации отвечает собственной репутацией.
  3. Оборудование. Вряд ли штатный КРО-отдел будет отслеживать последние технические новинки в этом направлении. В отличие от компании, специализирующейся на инвентаризации. Софт компанииORRLA, к примеру, позволяет инвентаризировать любые объёмы в сжатые сроки за счёт возможности подстройки под индивидуальные задачи клиента (склад, магазин, штрих-коды). Оборудование работает без перебоев и «зависаний» даже при -30, а подключение поWI-FI даёт возможность оперативно передавать данные на мощный сервер, который обрабатывает информацию в режиме онлайн.

Другими словами, внештатный счётчик-ревизор – это не только профессионально, но ещё быстро и надёжно. Считайте, что это своеобразный арбитр, который заинтересован в том, чтобы игра шла по правилам и никак иначе. В итоге главный офис и владелец ритeйла имеют достоверную информацию о состоянии остатков во всей сети магазинов, а это значит, способны выстраивать оптимальную стратегию развития. Разве можно представить более идеальную бизнес-модель?

Надежда СУПРУН