Back
Каковы основные показатели оценки эффективности служб внутреннего контроля и Вашей службы в частности?

Внутренний контроль является одной из основных функций управления, представляет собой систему постоянного наблюдения и проверок в целях оценки эффективности управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, внесения предложений руководству по снижению рисков и устранению условий, способствующих злоупотреблениям. Для повышения эффективности работы службы внутреннего контроля необходимо направить ее деятельность не только на проведение ревизий за прошедший период времени и выявление уже произошедших нарушений и злоупотреблений, но и на организацию системы постоянного контроля за текущей деятельностью организации для предотвращения возможных финансовых и материальных потерь в будущем. Иными словами, необходимо осуществлять «онлайн – контроль», что позволит получить реальный ощутимый результат в виде экономии денежных средств и обеспечении сохранности имущества, а не только констатировать произошедшие негативные факты и подсчитывать выявленный ущерб или упущенную выгоду, которые не всегда удается возместить.

Текущий контроль может охватывать различные сферы деятельности компании, например:
  • контроль за закупочной деятельностью, заключающийся в оценке обоснованности и целесообразности закупок, организации контроля за выбором поставщиков и подрядчиков на конкурсной основе, проверке закупочных цен на соответствие рыночным и пр.;
  • контроль за заключением сделок путем участия в согласовании договоров, что позволит предотвратить заключение невыгодных сделок с сомнительными контрагентами, приобретение товаров или услуг по завышенным ценам, включение в договор условий, не отвечающих интересам компании и пр.;
  • текущий контроль за ведением складского, бухгалтерского, налогового, производственного и управленческого учета, кассовой дисциплиной;
  • мониторинг отчетности, текущих материальных, финансовых и трудовых затрат;
  • выборочный контроль за исполнением действующих договоров по оказанию услуг и выполнению строительно-монтажных или ремонтных работ;
  • ревизор (внутренний аудитор) может и должен выступать инициатором и активно участвовать в разработке внутренних нормативных и регламентирующих документов (регламентов, инструкций, положений), установлении или пересмотре нормативов, норм расхода материальных ресурсов и др., а также в организации системы контроля за их исполнением;
  • и т.д. в зависимости от видов деятельности и особенностей компании.
Два основных направления деятельности контрольной службы (текущий и последующий контроль) должны осуществляться параллельно. Важным моментом при проведении ревизий является не просто констатация фактов выявленных нарушений, но и анализ причин и условий, способствующих их возникновению, систематизация выявленных недостатков и нарушений, установление, является ли данный факт единичным случаем или системой. Такой подход позволит разрабатывать более эффективные рекомендации по устранению нарушений и предотвращению их возникновения в дальнейшем.
Для достижения данных целей и получения ощутимого результата необходимо подобрать специалистов, обладающих определенными знаниями, аналитическим складом ума, интуицией, инициативных, мобильных, легко обучаемых, коммуникабельных и умеющих работать в единой сплоченной команде.
Оценками эффективности службы внутреннего контроля могут являться:
  • сумма выявленных финансовых нарушений и причиненного ущерба;
  • сумма возмещенного ущерба;
  • экономический эффект от выполнения предложений, внесенных по результатам проверок;
  • отсутствие аналогичных нарушений при повторных проверках;
  • сумма экономии денежных средств вследствие снижения закупочных цен по результатам конкурсного отбора, смены поставщиков и пр.;
  • размер предотвращенных финансовых потерь в результате отмены нецелесообразных сделок;
  • экономия материальных или трудовых ресурсов в результате установления или пересмотра норм по инициативе контрольной службы (относительно предыдущих расходов за сопоставимый период в сопоставимых условиях).
В заключение следует отметить, что положительное влияние на результаты работы компании и снижение рисков возникновения мошенничества может оказать сам факт создания ревизионной службы и осознание персоналом компании неотвратимости наказания за выявленные преднамеренные нарушения и ущербы.