Внутренний контроль является одной из основных функций управления, представляет собой систему постоянного наблюдения и проверок в целях оценки эффективности управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, внесения предложений руководству по снижению рисков и устранению условий, способствующих злоупотреблениям. Для повышения эффективности работы службы внутреннего контроля необходимо направить ее деятельность не только на проведение ревизий за прошедший период времени и выявление уже произошедших нарушений и злоупотреблений, но и на организацию системы постоянного контроля за текущей деятельностью организации для предотвращения возможных финансовых и материальных потерь в будущем. Иными словами, необходимо осуществлять «онлайн – контроль», что позволит получить реальный ощутимый результат в виде экономии денежных средств и обеспечении сохранности имущества, а не только констатировать произошедшие негативные факты и подсчитывать выявленный ущерб или упущенную выгоду, которые не всегда удается возместить.
- контроль за закупочной деятельностью, заключающийся в оценке обоснованности и целесообразности закупок, организации контроля за выбором поставщиков и подрядчиков на конкурсной основе, проверке закупочных цен на соответствие рыночным и пр.;
- контроль за заключением сделок путем участия в согласовании договоров, что позволит предотвратить заключение невыгодных сделок с сомнительными контрагентами, приобретение товаров или услуг по завышенным ценам, включение в договор условий, не отвечающих интересам компании и пр.;
- текущий контроль за ведением складского, бухгалтерского, налогового, производственного и управленческого учета, кассовой дисциплиной;
- мониторинг отчетности, текущих материальных, финансовых и трудовых затрат;
- выборочный контроль за исполнением действующих договоров по оказанию услуг и выполнению строительно-монтажных или ремонтных работ;
- ревизор (внутренний аудитор) может и должен выступать инициатором и активно участвовать в разработке внутренних нормативных и регламентирующих документов (регламентов, инструкций, положений), установлении или пересмотре нормативов, норм расхода материальных ресурсов и др., а также в организации системы контроля за их исполнением;
- и т.д. в зависимости от видов деятельности и особенностей компании.
- сумма выявленных финансовых нарушений и причиненного ущерба;
- сумма возмещенного ущерба;
- экономический эффект от выполнения предложений, внесенных по результатам проверок;
- отсутствие аналогичных нарушений при повторных проверках;
- сумма экономии денежных средств вследствие снижения закупочных цен по результатам конкурсного отбора, смены поставщиков и пр.;
- размер предотвращенных финансовых потерь в результате отмены нецелесообразных сделок;
- экономия материальных или трудовых ресурсов в результате установления или пересмотра норм по инициативе контрольной службы (относительно предыдущих расходов за сопоставимый период в сопоставимых условиях).