Каковы основные показатели оценки эффективности служб внутреннего контроля и Вашей службы в частности?
Система внутреннего контроля в любой компании независимо от ее размера и сферы деятельности в той или иной степени существует в обязательном порядке. К данной системе можно смело отнести положения о подразделениях, должностные инструкции и внутренние регламенты, внутриотраслевые стандарты и правила. Зачастую у небольших компаний процесс контроля организован на уровне правил, которые нигде документально не закреплены. Однако с течением времени, набив определенное количество «шишек», у руководства компании возникает потребность фиксировать во внутренних документах сначала обязанности и полномочия должностных лиц, затем определенные правила к существующим бизнес-процессам. В той или иной мере все компании прошли через подобный опыт. Достигнув определенного роста, возникает потребность в повышении инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности компании. Для достижения поставленных целей необходимость создания службы внутреннего контроля (аудита) становится очевидной, а при выходе на рынок IPO – обязательной.
Любому предпринимателю важна окупаемость затрат, эффективность вложений. Эффективность работы службы внутреннего контроля нельзя считать только по количеству проведенных контрольных мероприятий и размеру (сумме) выявленных нарушений (недостачи, хищения, брак …), здесь важно выявить причины их возникновения. Основная цель данного подразделения это формирование системы внутреннего контроля, которая позволит предотвратить/остановить те или иные риски. Система внутреннего контроля сравнима с нервной системой организма, которая дает сигнал мозгу о возникших проблемах. Таким образом, важно не только выявить проблему, но и своевременно довести ее до руководства компании для принятия управленческих решений. Оценкой эффективности работы службы внутреннего контроля может служить количество рекомендаций принятых к руководству и предотвращение системных нарушений выявленных по итогам контрольных мероприятий.