Back
Каковы основные показатели оценки эффективности служб внутреннего контроля и Вашей службы в частности?

На мой взгляд, система внутреннего контроля предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций предприятия, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам предприятия.

Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов:

  • отношение руководства к системе внутреннего контроля;
  • размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности предприятия;
  • цели и задачи системы внутреннего контроля;
  • степень механизации и компьютеризации деятельности предприятия;
  • ресурсное обеспечение;
  • уровень компетентности кадрового состава.

Однако даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности.

К показателям эффективности деятельности внутреннего контроля предприятия могут относиться, например, следующие:

  • количество завершенных аудиторских проверок (ревизий) по сравнению с утвержденным руководством планом;
  • количество выявленных случаев незаконных расходов, недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей;
  • сумма возмещенного ущерба от незаконных расходов, хищений или недостач;
  • прямое сокращение затрат (экономия) от выполнения рекомендаций аудиторских поверок;
  • процент выполненных аудиторских рекомендаций;
  • количество повторных рекомендаций;
  • удовлетворенность руководства работой службы внутреннего контроля.