Back
Как сделать так, чтобы служба внутреннего контроля воспринималась союзником менеджеров, а не карательным органом? Или мы всегда будем восприниматься как “пугало”, как “кнут” для бизнеса?

Насколько понятно из контекста вопроса, речь идет о менеджерах среднего звена – руководителях проверяемых структурных подразделений компании. Но почему служба внутреннего контроля воспринимается в компании как «пугало» или «кнут»? Ответ на поверхности – именно в такой роли ее видит «заказчик» (собственники, топ-менеджмент).

Честно говоря, такая роль довольно «выгодна» руководителю службы внутреннего контроля. Схема действий в этом случае проста: найти недостатки – инициировать наказание виновного. Минимум усилий. Проблема здесь, в первую очередь в том, что стратегически компания ничего не выигрывает. Связано это с отсутствием проактивности, разработки комплекса упреждающих мер. Альтернативным решением является построение в компании системы внутреннего контроля (СВК), направленной на отслеживание и предотвращение (минимизация возможных последствий) всех видов рисков, угрожающих функционированию и развитию компании.

СВК здесь – это формализованная совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых в компании. Основной задачей СВК является выявление способов минимизации затрат и рисков путем мониторинга функционирования организации и выработки комплекса организационных мер (оптимизация бизнес-процессов, ВНД, планы мероприятий, изменения оргструктуры, система мотивации, и пр.) по предотвращению в будущем выявленных недостатков и последствий потенциальных рисков.

Исходя из этого, основным направлением усилий по изменению имиджа является работа именно с заказчиком «услуги внутреннего контроля». В рамках этих усилий необходимо достижение баланса (с точки зрения интересов компании) двойственной роли внутреннего контроля (ВК):

  • как неотъемлемой части каждого элемента процесса управления (самоконтроль);
  • как «обособленного» элемента, обеспечивающего информационную прозрачность хода процесса (контроль силами службы ВК).

Таким образом, восприятие роли службы внутреннего контроля в качестве «пугала» или «кнута» в компании возможно, в первую очередь, только при изменении данного стандарта у собственников и топ-менеджмента. Для того, чтобы менеджеры среднего звена воспринимали службу внутреннего контроля как помощника и партнера, необходимо вносить изменения в процесс проведения проверок и мероприятия по результатам проверок.

 Такими изменениями могут стать:

  • информирование в ходе проверки, по мере выявления нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, руководителя проверяемого структурного подразделения для безотлагательного принятия мер по их устранению.
  • проведение производственных совещаний по результатам проверки с обязательным участием руководителя структурного подразделения для обсуждения результатов и выработки комплекса корректирующих и упреждающих мер (с привлечением руководителей всех аналогичных структур).
  • методологическая помощь в разработке и реализации мероприятий по устранению выявленных несоответствий, по итогам проверок.