Back
Как сделать так, чтобы служба экономической безопасности воспринималась союзником менеджеров, а не карательным органом. Или мы всегда будем с Вами восприниматься как «пугало» или «кнут» для бизнеса?

Деятельность менеджеров высшего и среднего звена компании направлена на достижение единой цели: эффективного управления предприятием и как результат их работы получение предприятием прибыли. В современных условиях рыночной экономики менеджерам компании приходиться сталкиваться с такими угрозами как недобросовестная конкуренция, коммерческий шпионаж, коррупция, корпоративное мошенничество со стороны персонала направленное на хищения товарно-материальных ценностей и информации, недобросовестность контрагентов и другими экономическими и юридическими рисками, связанными с хозяйственной деятельности предприятия возникающими как во внутренней, так и во внешней среде предприятия. Возникновение и воздействие данных угроз на хозяйственную деятельность приводят к снижению эффективности деятельности компании, потере делового имиджа, снижению финансовых показателей (выручка, прибыль) а при наихудшем прогнозе развития событий – банкротстве, рейдерском захвате и потере бизнеса. Противодействие возникновению данных угроз, снижение рисков их возникновения, создание условий надежной защиты экономических интересов компании направленных на сохранение стабильного функционирования и возможностей развития предприятия  – все это и является  экономической безопасностью  предприятия.

Подразделения и отделы предприятия согласно своих функциональных обязанностей курируют решение только части этих вопросов. Но решать вопросы обеспечения экономической безопасности предприятия системно, в режиме постоянного мониторинга внешней и внутренней среды, выявления и противодействия  угрозам и обеспечения мероприятий направленных снижение рисков возникновения данных угроз способно только одно подразделение – службы экономической безопасности.

Работа службы экономической безопасности включает в себя реализацию системы превентивных мер которая реализуется через регулярную, непрерывную работу связанную с проверкой контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, проверки работы подразделений и отделов предприятия. Выполнение этих контрольно-ревизионных функций может вызывать у ряда менеджеров негативное отношение. Здесь можно выделить две основных причины недовольства:

  1. Добросовестные менеджеры – неприятие, что кто-то контролирует его работу считая, что он этого не заслуживает, его незачем контролировать, его это раздражает, мешает ему эффективно и плодотворно работать. Это может восприниматься им как личное оскорбление, унижение его чести и достоинства;
  2. Недобросовестные менеджеры (фактические или потенциальные корпоративные мошенники, сотрудники осуществляющие коммерческий шпионаж и др.) – потеря коммерческой выгоды от невозможности совершить мошеннические действия, связанные с хищением ТМЦ, получением взяток (откатов) и других материальных вознаграждений.

Следовательно, служба экономической безопасности должна выстроить свою работу, связанную по взаимодействию с внутренней средой таким образом, что бы найти компромисс между выполнением своих прямых обязанностей и функционированием других отделов и служб предприятия. Служба экономической безопасности (СЭБ) – должна показать, что ее работа направлена в первую очередь на сохранение бизнеса, что добросовестные сотрудники не должны бояться и негативно реагировать на ее работу. Менеджеры высшего и среднего звена должны получать информацию о работе СЭБ – не как органа, работа которого направлена только на выявление корпоративных мошенников и не лояльных сотрудников, а в первую очередь информацию об экономическом эффекте, связанном с предотвращением воздействия угроз на предприятие и возникновение потери экономической выгоды и деловой репутации  в случае их воздействия и осуществления на предприятии.

К сожалению, проводить мероприятия по осуществлению мер экономической безопасности без «унизительных процедур» по мнению ряда сотрудников невозможно. Это проверка сотрудника при приеме на работу, запрос объяснительных записок, проведение различных проверок и др. Но СЭБ должна проводить и разъяснительную работу среди персонала, и убеждать их в том, что главная цель не поиск «виноватых» а выявление реальных угроз и недобросовестных сотрудников подрывающих работу предприятия в целом. Менеджеры предприятия в своей работе должны опираться на СЭБ, они должны понимать, что если они заинтересованы в экономическом процветании предприятия, где они работают, а также могут являться и собственниками бизнеса то СЭБ их союзник и помощник. Следовательно – выстраивание работы СЭБ на предприятии заключается в создании положительного имиджа службы, постановки основных целей и задач направленных на помощь и содействие в работе руководящего состава предприятия и экономического процветания компании в целом.