Back
Как сделать так, чтобы служба внутреннего аудита и контроля воспринималась союзником менеджеров, а не карательным органом. Или мы всегда будем с Вами восприниматься как «пугало» или «кнут» для бизнеса?
Для того, чтобы служба внутреннего аудита и контроля воспринималась союзником менеджмента, а не карательным органом, прежде всего, необходим высокий авторитет и соответствующий имидж службы, который создается не одномоментно, а в течение достаточно продолжительного времени. Для этого необходима аналогичная позиция по видению роли службы внутреннего аудита и контроля со стороны высшего руководства организации, а также масштабная личность руководителя данной службы, плюс высокий профессионализм сотрудников службы, их способность и готовность к оказанию консультационной поддержки менеджерам организации.
Такая поддержка может выражаться в обсуждении с менеджерами организации проверок на различных стадиях: в начале, в ходе проверки, по ее окончании. При этом, я считаю, необходимо четко понимать позицию менеджмента, его ожидания, видеть ситуацию не только глазами проверяющего, но и проверяемого; отмечать в актах проверок и аудиторских отчетах не только негативные моменты, но и имеющийся позитивный опыт, положительную динамику и т.п.
Помимо этого, в вышеуказанных целях необходимо оказывать менеджменту помощь в разработке корректирующих мероприятий по итогам проверок, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков, минимизацию рисков.
Также может быть весьма полезной поддержка менеджмента со стороны службы внутреннего аудита и контроля при проверке организаций внешними проверяющими органами, поскольку специалисты указанной службы, как правило, владеют способами и методами контроля, методиками проверок, которые используют внешние проверяющие. Помощь со стороны специалистов внутреннего аудита и контроля в данном случае может помочь менеджменту лучше сориентироваться в требованиях либо замечаниях внешних проверяющих и, соответственно, занять наиболее перспективную позицию в интересах своей организации.
В заключение хочется отметить, что выполнение хотя бы некоторых из приведенных условий или рекомендаций может позволить сблизить позиции службы внутреннего аудита и контроля с позициями менеджмента, пошатнуть сложившийся стереотип данной службы как «пугала» для бизнеса, а то и разрушить образ «врага». Но в то же время следует сохранять дистанцию, все-таки менеджмент должен четко осознавать, что имеет дело с представителями проверяющей структуры, и панибратства никакого не должно быть. Впрочем, это уже другая тема…