Back
Как сделать так, чтобы служба внутреннего контроля воспринималась союзником менеджеров, а не карательным органом. Или мы всегда будем с Вами восприниматься как «пугало» или «кнут» для бизнеса?

Вопрос актуальный, на первых порах моей ревизорской деятельности я с таким отношением к нам сталкивался достаточно часто, но на протяжении 10 лет работы на предприятии трубной отрасли нам удалось (очень на это надеюсь) «переключить» сознание большинства руководителей и работников предприятия, что мы не «каратели», а помощники. Применяем «лозунг»: «Лучше проверят свои, чем внешние проверяющие». Последствия по результатам проверок могут быть более тяжкие. Мы можем их предотвратить.

Ещё в своё время видный учёный Э. Деминг отмечал, что «страх отравляет ум» и в его 14 принципах деятельности любой организации, стремящихся к выживанию, а затем и к процветанию, один из них напрямую указывает отношение персонала к работе через отношение руководителей к персоналу: «Изгоняйте страхи».

На мой взгляд, и десятилетний опыт ревизорской работы на промышленных предприятиях показывает, что барьер между проверяемым подразделением и аудиторской службой предприятия можно и нужно преодолевать, хотя порой это бывает очень сложно. Факторов множество, это и личное отношение начальников цехов и отделов, сотрудников предприятия к аудиторам и профессионализм самих ревизоров, их умение установить психологический контакт с работниками проверяемого подразделения, доброжелательный посыл самой проверки, осознание всеми участниками процесса, что ревизор не враг, а помощник и т.д. При этом самое главное, по моему мнению, это отношение первого руководителя предприятия к деятельности службы внутреннего аудита. Именно его «посыл» будет ключевой. Если ему нужна «палка для битья», он будет выстраивать работу ревизоров соответствующим образом, ну а если нужно получение объективной информации или независимого взгляда на тот, или иной вопрос, то это будет другой подход.

Вместе с тем, все члены трудового коллектива должны понимать, ревизор никого не наказывает сам, он лишь представляет руководителю предприятия объективную информацию по результатам проверки. Более того, эти результаты проверки на стадии подписания акта проверки должны быть обсуждены с руководителем и соответствующими специалистами проверяемого подразделения, и они имеют право высказать замечания и возражения (существуют определённые процедуры обсуждения актов проверок).

При этом если выявлены факты мошенничества, хищения, недостач, налоговых рисков и иных «тяжких» нарушений законодательства и корпоративных правил, то все должны чётко понимать, что наказание неотвратимо. Ещё раз повторюсь, решение о наложении взыскания принимает не ревизор, а первое лицо предприятия (может директор по направлению, с участием юриста предприятия).

В общем нужно учиться, учиться и учиться работать так, чтобы работа приносила радость не от того сколько людей наказали, а от того как глубоко ты вник в исследуемый вопрос и чем ты можешь помочь проверяемому подразделению и предприятию в целом. Хотя это всё не просто и иногда у ревизоров наступает «профессиональное выгорание», тогда нужно поменять сферу деятельности и сосредоточиться на каком-то одном направлении (экономика, бухучёт, финансы, качество продукции, персонал, преподавание и т.д.), чтобы оттачивать свой профессионализм уже в конкретном деле.